RADIOFUN.RU

сайт для радиолюбителей

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Зарядное устройство для аккумулятора из подручных средств

 

В литературе опубликовано множество схем зарядных устройств, из которых трудно выбрать самое лучшее. Радиолюбители часто изобретают велосипед, создавая зарядное устройство с нуля, состоящее из большого числа компонентов, на поиск которых уйдет масса времени, да и конечная стоимость такой самоделки будет выше, чем купленного в магазине!
Я предлагаю зарядное устройство, которым пользуюсь уже более 7 лет и состоящее из ДВУХ деталей - блока питания ноутбука и резистора 5 Ом, 7.5 Вт. Блок питания никак переделывать не надо!
В минус блока питания вставляем достаточно толстый провод (2мм) с зачищенной изоляцией. Другой конец крепим на минус аккумулятора, лучше с помощью зажима "крокодил", но можно просто намотать. Плюс блока питания через резистор соединяем с плюсом аккумулятора.
Не перепутайте! Полярность указана на блоке питания и аккумуляторе знаками + и -.
Собственно, все. Включаем блок питания и заряжаем аккумулятор. Ток зарядки будет около 2А, поэтому нет риска перезарядить и повредить аккумулятор, кроме того, именно такой режим рекомендован для устранения сульфатации.
Емкость обычного аккумулятора около 50 Ач, так что для зарядки полностью разряженного аккумулятора нужны сутки, для подзарядки 6-12ч., т.е. с вечера поставил - утром можно ехать.

Резистор нужен для ограничения тока. В моем примере блок питания от ноутбука DELL выдает на выходе 20V 3.5A, напряжение полностью заряженного аккумулятора 14.4V, значит нужно погасить избыток напряжения. Резистор следует брать мощный, 7.5-10Вт или более. Напряжение блоков питания ноутбуков бывает от 15 до 24V, поэтому резистор подбирается опытным путем. Для большинства блоков питания, выдающих 19-20 вольт, подойдет указанный номинал 5 Ом.

Почему недозаряжается или перезаряжается аккумулятор? Тут возможны несколько причин. Самая частая - неисправность реле-регулятора ("таблетки", "шоколадки") или плохой его контакт с массой. Если нет контакта с массой, то реле не работает вообще, и напряжение может подняться до 16-17V. Следует обеспечить хороший контакт с массой, а если это не помогает - заменить неисправный реле-регулятор.
Вторая причина - слишком большая нагрузка на генератор, особенно зимой, когда включены фары, обогреватель заднего стекла, музыка и др. Генератор имеет предельный ток, который он может отдать в нагрузку, и если потребление тока больше - начинает разряжаться аккумулятор. Выход такой - поставить более мощный генератор или отключить лишние потребители электроэнергии.
Третья причина - это безмозглый идиот-конструктор, который установил реле-регулятор (напр. на ВАЗ 2109) в корпус генератора. Генератор при работе нагревается (иногда до 100 С) и напряжение зарядки снижается, при этом ТОК зарядки падает очень резко.
(Дело в том, что напряжение аккумулятора зависит от температуры и реле-регулятор это учитывает, обеспечивая одинаковый ТОК заряда при разной температуре (а напряжение при этом меняется от 13.9V при +40С до 14.7V при -40C, норма 14.1-14.4V при обычных тем-рах). Когда генератор греется, о чем тупой дебил-конструктор не в курсе, то напряжение зарядки падает, а поскольку оно не соответствует реальной тем-ре аккумулятора, то ТОК зарядки снижается очень значительно. (Следует заметить, что он и так не очень большой, напр. для автомобилей ВАЗ от 0.7 до 1.5А, иначе возможна перезарядка при длительной езде.)
.
Напряжение заряда аккумулятора

Как определить степень заряженности аккумулятора.
В сети можно найти таблицы, в которых степень заряженности определяется по плотности электролита с помощью ареометра. Что же, это правильно и научно, но вольтметром гораздо проще. Советую купить китайский мультиметр (это комбинированнный прибор - вольтметр, амперметр и омметр, бывают и доп. функции). Его стоимость от 250руб., а окупается он многократно.
Напряжение на полностью заряженном аккумуляторе при 20С равно 12.66V (6 элементов с напряжением 2.11V) При разрядке напряжение снижается в соответствии с таблицей (при 20С)

Зависимость степени заряженности аккумуляторной батареи от напряжения.

Степень заряженности, %

Напряжение на выводах батареи, В

100

12,7

90

12,6

80

12,5

70

12,4

60

12,3

50

12,2

40

12,1

30

12,0

20

11,9

10

11,8

0

11,7



Все просто! Если тем-ра отличается от 20С более, чем на 5С, нужно ввести поправку -0.006V на 1 градус. Желающие могут составить себе таблицу для разных температур.

Напоминаю, что степень заряженности аккумулятора летом следует поддерживать не ниже 50%, а зимой не ниже 75%, а лучше еще выше, иначе снижается ресурс аккумулятора и затрудняется пуск двигателя! Также следует напомнить, что в аккумуляторе содержится 30-40% серная кислота, поэтому с ним следует обращаться аккуратно, не ронять и никогда НЕ ПЕРЕВОРАЧИВАТЬ!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КАК ЗАРЯДИТЬ БАТАРЕЙКУ

На этом всё. Желаю счастливой дороги!

 

Поиск по сайту